Translate

вторник, 4 августа 2020 г.

Несимметричное питание симметричной антенны

Как известно, антенно-фидерное хозяйство должно быть согласовано по сопротивлениям и по симметрии-асимметрии. Ну, чтобы мощность шла в эфир а не на нагрев а ВЧ токи не затекали куда не следует. Совсем недавно я делал достаточно простую антенну на 435 МГц (на самом деле довольно сложную). Для того, чтобы максимально быстро проверить ее работоспособность, я подключил коаксиальный кабель прямо к полотну антенны. И антенна работала. Но такой простой способ подключения имеет один большой недостаток: использование несимметричной линии на симметричной антенне (а это любые диполя и рамки) приводит к появлению ВЧ токов на оплетке с последующим их излучением и соответствующим нарушением диаграммы направленности антенны. То есть, ты думаешь, что антенна стреляет вдоль бума, а на самом деле максимум излучения уходит под углом 45 градусов вправо.

И в этом случае нам на помощь приходят устройства симметрирования.

Существует довольно много типов устройств симметрирования: балуны, коаксиальные четвертьволновые стаканы, симметрирующие петли и мостики. Владимир Приходько (EW8AU) показал пример изготовления такого мостика, но мне он показался довольно сложным в изготовлении, так как нужно было оголять оплетку фидера и делать перемычки, поддерживающие фидер.

Поэтому я решил изготовить симметрирующий мостик в виде двух четвертьволновых трубочек, замкнутых на конце. Коаксиальный кабель проходит через одну из них. Подключается он, как обычно: оплетка на один конец рамки, центральная жила - на другой. (Иллюстрация из Интернета).

 

У себя в закромах я нашел отрезок медной трубки. Его внутренний диаметр оказался подходящим только для кабеля RG-316. Пара движений ножиком, и у меня есть две небольшие медные трубочки длиной 20 сантиметров. Да, я знаю, что 20 сантиметров - немного больше четверти волны, но отрезать можно всегда, а приклеить - нет.


У меня в гараже полно обрезков дерева. Я подыскал небольшой кусочек бука и выпилил две распорки. Трубки имеют диаметр 6 мм, так что я разметил деревяшки так, чтобы центры отверстий находились на расстоянии 12 мм друг от друга. Таким образом расстояние между трубками будет равно диаметру самих трубок.


Просверлил отверстия и обработал кромки.


Вот так конструкция выглядит в сборе.

И немного крупного плана.


Зачистил трубочки и залудил их концы - это будет место подключения к вибратору.


Но бурные воды реальности разбили корабль моей мечты - крестовины антенны были спаяны достаточно мощно и массивно, так что моя конструкция из трубочек просто не налезала без их значительного искривления. Так что я убрал деревяшки и припаял трубки прямо к вибратору и рефлектору. 100-ваттный паяльник прогревал все очень неплохо. Но вот припой оказался слишком легкоплавким и при добавлении больше какого-то количества просто стекал вниз. Но вне все же удалось кое как все это спаять.


Продел кабель внутрь одной из трубочек и припаял его на место. 



Конечно же я решил проверить, что же у меня получилось. Анализатор показал минимум реактивки в районе 425 МГц, что обозначало, что линия вносит свой реактанс и расстраивает ранее настроенную систему. К сожалению, использованный мною кабель был очень коротким, а время уже было достаточно поздним, так что я не стал искать удлиннитель, чтобы все закрепить и сделать фото экрана анализатора. На 435 МГц прибор показал Z=80+18j, что дало КСВ 1.8. В принципе, это не так и много, но лучше бы сделать все, как нужно.

Я подозреваю, что такая расстройка получилась из-за того, что трубки имели длину более четверти длины волны, что привело к тому, что короткозамкнутая четвертьволновая линия имела ненулевой реактанс на частоте резонанса антенны (то есть сама по себе имела резонанс на другой частоте), что и привело к расстройке всей системы. Сегодня вечером я поиграюсь с длиной линии и надеюсь, что это поможет привести все в норму. А потом уже будет можно всю конструкцию еще раз на репитере проверить.

Наступил вечер. По совету Владимира Приходько я попробовал изменить положение замыкающей полоски на четвертьволновом шлейфе, но это ничего не дало. Возможно, что эта короткозамкнутая четвертьволновая линия внесла слишком много реактивки, так что ничего у меня не получилось. Правда, до репитера мой сигнал долетает более мощным, чем без этого мостика - корреспонденты давали уверенные Q5.

Процесс проверки антенны на репитере. Как настоящий ковбой, могу работать с двух рук.


Комментариев нет:

Отправить комментарий